"Степкины
невесты"
Как
и другие рассказы, этот — с "секретом".
Поначалу простота морального вывода так и
напрашивается — "хорошему — хорошее", как в народной сказке "Морозко",
где доброй падчерице достается богатство, а злой мачехиной дочке —
наказанье поделом...
И вдруг — новеллистическая неожиданность
исхода коллизии: из трех претенденток жених выбирает самую
неподходящую! Упряма, груба, неумеха, обидчива... Капризы любви? Или —
глубокая психологическая обоснованность: избрана та, что больше
нуждается в покровительстве, руководстве, супружеской опеке?
И в концовке — снова выход на сказочную
тропу: за добрый свой выбор награжден Степан добротой супруги, долгой
счастливой жизнью...
История простая и поучительная; урок
жизни — во всем многообразии ее проявлений...
"Новая
повариха"
Снова извечная, "сказочная" проблема —
теперь уже выбор жениха, а не невесты...
И снова обмануты скородогадливые...
Казалось бы — нашлась достойная пара
завидному во всех отношениях жениху, начальнику партии. Но...
красавица-повариха избирает не его и не других заметных и достойных...
Ее избранник — и собой неказист, и в других отношениях скромен... Но
чутко женское сердце... Осознанно, нет ли — избрало оно работящего,
всегда готового придти на помощь и, в общем-то, "далеко не лопуха"
Петьку...
У любви — свой ум и своя логика.
"Майечка"
Еще один урок жизни, не прощающей никакой
небрежности в отношениях человека к человеку. Нечуткость многих
умножается в одной душе, она черствеет; и Майечка неправа, и окружающие
неправы; зло рождает зло...
И снова новизна решения коллизии: нет
"хэппи энда", не кинулся обманутый Саша в объятия Майечки, и не
"обкрутила" она его в такой удобный момент...
Побеждает иная логика — высшая логика
человечности, побеждает надежда на настоящее, не краденое счастье —
стать "одной-единственной на всем белом свете" для любимого человека...
Победа человечности — вот суть.
“Биоробот“
Это фантастика "законная", причем в жанре
антиутопии...
Многие характерные — и горестные —
приметы времени настоящего проецированы в будущее, укрупнены и
подчеркнуты...
Много нами было прочитано книг о будущем,
когда — только кнопки нажимай: изобилие, довольство, свободное
творчество... Но шли годы, развеивая многие иллюзии и необоснованные
надежды. И теперь веришь в реальность мира, изображенного Маней
Маниной...
Биороботы не только избавляют людей от
тяжкого нетворческого труда, но и умножают проблемы безработицы;
потерять работу — это гражданская смерть, а продолжать работать —
значит изматываться до предела; тенденция угрожающая...
Засорение окружающей среды достигло
уровня, когда и дышать, и питаться грозит гибелью...
Отсутствие человечности во
взаимоотношениях: человек в беде теряет друзей, от него шарахаются,
дружба стала понятием отживающим...
Это сложный мир, грозящий стрессами.
Неостановима инфляция, уже недоступен общественный транспорт, роскошью
становится электричество...
Рассказ заставляет задуматься. Это
действенное предостережение мыслящим людям, это напоминание всем нам об
ответственности перед будущим. И не случайно в рассказе вопрос остается
открытым — как выжить, как жить?.. Думайте сами...
"Этого
не было"
В цепи рассказов, повествующих о
человечности — этот, посвященный величайшему отрицанию человечности —
войне.
Все противоестественно: убийство
становится доблестью, подозрительность, обман, ложь — условиями
выживания. И все же подлинное, человеческое побеждает... Его воплощение
— Анна. Она воздействует даже на врагов — "... в присутствии этой
женщины каждому хотелось стать немного лучше, чем он есть на самом
деле." Она вызывает истинное чувство у представителя вражеского лагеря
Рудольфа, он влюбляется, и служебные интересы отступают...
Анна — защитница подлинно человеческих
понятий против "масштабного мышления", не замечающего интересов
личности...
Как же добиться восстановления гармонии,
торжества человечности в условиях самой беспощадной в истории войны?
Только фантастика может помочь... И Анна оказывается гостьей из иного
мира, где все человеческие проблемы уже решены...
Вздохнем вместе с автором — если бы...
"Первое
задание Энни Робертс"
Очень злободневный рассказ. Чудесный
противовес изобилию "боевиков" с их обаятельными героями — гангстерами
и хрупкими на вид девушками, шутя одолевающими трех-четырех громил...
... Героиня — Энни — попадает в полицию
не по влечению души, а по воле обстоятельств, в силу отчаяния и
безысходности — а также по надобности полицейских: для особой операции
она подходит по всем параметрам. Как будто справляется с подготовкой,
но... первое задание провалено. Не происходит киночудес: противник
сильнее, увертливей, предусмотрительней... Но не злодей — на поверку.
Тогда как полицейские без сожаления расстаются с не оправдавшей их
ожиданий Энни, тот, в чьи руки она было попалась, не только отпускает
ее, но и заботится в дальнейшем, и берет ее замуж...
Увы! Он не прекрасный принц, а ловкий,
удачливый преступник...
Иной жизненный пример — воплощение идеи
свободного предпринимательства — это Мэри Томпсон, хозяйка салона, где
работает Энни. Она также в свое время искала свое место в жизни,
доходила до отчаяния, до мысли о самоубийстве, но сумела
воспользоваться случаем, употребив в дело ум, упорство, способности;
добившись успеха, не утратила человечности...
Жизненные уроки, вынесенные из этого
рассказа, весьма действенны в наши дни, пробуждают инициативу,
предостерегают от легких, но кривых путей...
Как говорится, "золотые слова, во время
сказанные..."
|