narod.jpg (3584 bytes)

Маня Манина

СОДЕРЖАНИЕ:
"Особинки"
Книга "Мордоворотик"
Урок по книге "Мордоворотик "
Мнение читателей
Стихотворения
Проекты следующих книг
Рецензии Зои Тумановой
Мой путь в литературу

Гостевая книга

 
 
 
 
 

Урок

по книге "Мордоворотик"

  Фото.

11 класс



Тема: Понять другого...
(по рассказам М. Маниной из сборника "Мордоворотик").

Форма урока: урок-размышление с элементами коммуникативно-развивающей технологии

Цель:

1. Знакомство с творчеством писателя-современника М. Маниной.
2. Развитие аналитического мышления.
3. Умение последовательно излагать свои мысли и аргументированно отстаивать свою точку зрения.
4. Формирование морально-этического поведения учеников.
5. Нравственное воспитание.


Эпиграф урока: "У каждого, живущего в нашей стране, должен быть духовный стержень".


И. А. Каримов



Оборудование:

На партах у учеников сборники "Мордоворотик" М. Маниной. Возможен музыкальный фон, лирическое сопровождение беседы.


I. Вступительное слово учителя.

Вы вступаете во взрослую жизнь. Каждый день будет дарить вам новые встречи, необычные жизненные ситуации, возможно, радость, а, возможно, разочарование. Учиться понимать людей через поступки, мысли мы пробуем на уроках литературы. Сегодня нашим собеседником будет писатель-современник М. Манина. Герои ее психологических рассказов из сборника "Мордоворотик" помогут нам взглянуть на себя, на поступки наших близких и знакомых со стороны и понять, что же движет людьми в тех или иных ситуациях, какие нравственные категории являются главными, на чем строятся взаимоотношения окружающих.


II. Беседа по рассказам М. Маниной.

1. Рассказ "Юрка Армада".

1) — Ситуация, описанная в произведении, вам знакома: почти все отдыхали в лагере и были в кого-то влюблены. Расскажите, какие чувства вы тогда испытывали.

ответы:
— Это самое лучшее, что было в моей жизни.
— Всегда вспоминаю с теплотой и радостью о том чувстве, что посетило меня однажды.
— А я летала на крыльях всю смену.


2) И героиня тоже так же, как и вы, сохранила самые лучшие воспоминания:
"Прошло время. Новые знакомства, новые встречи заслонили то последнее лето, до краев наполненное невозможным, невероятным, нереальным счастьем, и навсегда оставшегося в детстве Юрку Армаду с его непедагогичной любовью к детям".


3) А нужно ли ощущение счастья и состояние любви? Не спокойнее ли было бы жить в размеренной одинаковой действительности?

ответы:
— Ты на большее способен, у тебя как бы открывается второе дыхание.
— Чувствуешь крылья за спиной и все можешь. Говорить о спокойствии может лишь тот, кто этого не испытал.

Вывод: Уметь любить, радоваться этому чувству, нести свет нежности окружающим — в этом залог добрых взаимоотношений.


2. Рассказ "Первое интервью".

1) Профессия накладывает определенный отпечаток на человека. Каким, по вашему мнению, должен быть журналист? Найдите в тексте произведения строки, совпадающие с вашей точкой зрения.

ответы:
— "настойчивость, граничащая с нахальством" (иначе ничего не добьешься).
— "журналист и порядочность — две вещи несовместные" и т.д.

2) Именно поэтому актер не желал встречи с журналисткой.
Своей статьей что она пыталась ему доказать?

— что существует обыкновенная порядочность.
— есть и такое понятие как "совесть".

3) На какой вывод наталкивает нас автор?

Вывод: В любой ситуации надо стараться быть человечным.
Для журналиста это важно как никогда, потому что за строками его статей людские судьбы, и любое искажение действительности может привести к непредсказуемым последствиям.
Честь, совесть, порядочность, нравственный стержень — это должно быть основополагающими качествами любой личности, независимо от профессии и занимаемой должности. Только так можно остаться Человеком.


3. Рассказ "Новая повариха".

1) Сначала итоги опроса. Накануне вас попросили ответить на вопрос "Что я ценю в своем парне (своей девушке) в первую очередь?"
ответы юношей: внешность, понимание, веселый характер, любовь.

ответы девушек: надежность, верность, любовь, сила.

А теперь посмотрим, насколько вы близки в выводах героям рассказа.

2) "Мы выбираем, нас выбирают..." проблема выбора стоит и в рассказе.
Инсценировка эпизода (стр. 76 - 77) поможет нам взглянуть на поведение персонажей со стороны и ответить на вопрос:
Почему Нина выбрала Петьку?

ответы:
— помогал на кухне (чего не делали другие).
— оказался иным — не лез с дурацкими разговорами, понимал, относился с уважением, заботился.

3) Почему Петька не мог поверить, что красавица Нина влюблена в него?

ответы:
— внешне простоват.
— в таких не влюбляются и т.п.

4) О чем заставил задуматься нас автор?

Вывод: Надо быть самим собой, помогать окружающим, и не стыдиться этой помощи. Через твою доброту и внимание откроется путь к сердцу другого. В любви становишься красивым и душой и телом, и нечего себя рассматривать в зеркало, счастье – оно на лице.


4. Рассказ "Майечка".

1) Увидеть за неказистой внешностью и взбалмошным характером душу — на это способны не многие.
Что же смог разглядеть Саша в своей подчиненной Майечке такого особенного, чего не увидели остальные? (найдите строки из текста)

— желание любви...
— одинокую душу...

2) А способны ли вы увидеть это же в людях? Что можете понять и почувствовать? Может ли кто-нибудь привести пример из своего жизненного опыта?

3) Почему Майечка, полюбив Сашу, не воспользовалась ситуацией в его семье и не "охмурила" начальника?

ответы:
— мечтала о единственном.
— хотела быть первой.
— она была не такая.

4) Что значит "была не такая"? А какая? Что же главное, основополагающее в любви? К какому выводу ведет нас автор рассказа?

Вывод: человек проявляет свой характер, свои нравственные принципы через поступки. Майя нашла в себе силы понять, что главное в любви — это чтобы любимому было хорошо. А Саше хорошо будет только в семье.
Мудрость Майечки в том, что она смогла правильно понять чувства Саши и отказаться от возлюбленного для его же блага, ради сохранения семьи.
Именно поэтому рассказ и заканчивается теплой ноткой ожидания другого настоящего и большого чувства для девушки.
Правильным ли был ее выбор, вы поймете во взрослой жизни, когда сами столкнетесь с подобной ситуацией. Главное, помните: любить — это понимать и не делать ничего плохого ни любимому, ни окружающим его людям.
Даже в борьбе за свою любовь вы не должны эгоистично действовать, полагаясь только на свои чувства, доводы, амбиции.


Вывод по уроку.

Все рассказы писательницы овеяны нежным чувством любви. Разные жизненные ситуации, разные поступки, но за всем этим стремление автора натолкнуть нас на мысль — любовь — это чудо, способное дать силы творить, быть лучше и благороднее, нести людям радость бытия. Наша цель — помнить о могучей силе любви и сохранить нравственные и морально-этические принципы неизменными, не опускаясь до злобы и обиды из-за неразделенного или отвергнутого чувства.


Домашнее задание:

1) прочтите рассказ "Мордоворотик" и напишите свой отзыв о нем.
2) ответить на вопрос:
Чего мне недостает в понимании окружающих?


Учитель Аликина
Марина Николаевна
школа № 18
Мирзо-Улугбекский район
г. Ташкент


 
 
 

Просим направлять ваши мнения о книге
"Мордоворотик"
на наш
E-Mail


Самые интересные письма будут представлены на страницах сайта в разделе "Мнение читателей"!!


Писатели и журналисты!
Если вы хорошо разбираетесь в литературе, присылайте свои отзывы и статьи о книге "Мордоворотик". Самые интересные отзывы будут размещены на сайте!

 
   

на главную страницу

 

наверх

©Маня Манина, 2000-2010